Описание бренда СПБГУСЭ
В результате анализа материалов фокус-группового исследования и интервьюирования было подготовлено итоговое описание бренда СПбГУСЭ.
Место и роль бренда в портфеле брендов организации
1. Бренд Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики
является зонтичным по отношению к институтам и факультетам, а также филиалам и региональным представительствам, входящим в состав университета.
2. Зонтичный бренд Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики
используется для продвижения услуг в сфере высшего образования. Под общим названием продвигается группа подразделений – образовательных учреждений, не обладающих собственными марочными названиями.
3. Дескриптор: Санкт-Петербургский государственный университет.
Дескриптор в нашем случае объединен с названием и отражает: территориальное расположение вуза (центрального подразделения) – Санкт-Петербург; принадлежность оказываемых услуг к сфере высшего образования; наличие у вуза государственной аккредитации.
4. Группа подразделений (продукты)
– дженерики, но имеют два дескриптора: по специализации оказываемых образовательных услуг («Юридический институт», «Институт экономики и управления предприятиями сервиса» и т.д.); по местоположению («Филиал Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики в г. …» либо «Региональное представительство Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики в г. …»).
Идентичность (неизменяемая, постоянная часть) бренда.
1 Суть бренда
– идеальная альма-матер.
2. Ценности бренда:
большие перспективы и возможности для выпускников; современность («в ногу со временем», инновационность, опережающее качество образования); информационная открытость; определенность, гарантии надежности и безопасности.
3. Личность бренда: современный, инновационный, понимающий сегодня, что будет востребовано завтра; способствующий раскрытию потенциала других: выполняет функцию «стартовой площадки», «трамплина» для достижения успеха и реализации потенциала взаимодействующих с ним; информационно открытый: дружелюбный и комфортный в общении; практичный, рациональный; стабильный, надежный и безопасный; заботливый.
Позиционирование (изменяемая в зависимости от ситуации на рынке часть) бренда
1. Социально-демографический уровень позиционирования
(целевые группы бренда).
Бренд СПбГУСЭ ориентирован на две целевые группы.
Основная целевая аудитория – молодые люди в возрасте 15–18 лет из материально обеспеченных семей8, нацеленные на получение высшего образования и обладающие определенными мировоззренческими установками. Это преимущественно выпускники общеобразовательных школ (67,7%), со значительным отрывом за ними следуют учащиеся колледжей (16,1%), лицеев (10,6%) и техникумов (2,5%).
Дополнительная целевая аудитория – люди среднего возраста (35–55 лет) – родители потенциальных абитуриентов, со средним и выше среднего уровнем доходов и определенными мировоззренческими установками. Имеют в основном высшее / незаконченное высшее образование, реже среднее специальное.
Главной целью получения высшего образования 73,9% представителей основной целевой группы считают устройство на высокооплачиваемую работу, а 64,7% – реализацию возможности стать высококвалифицированным специалистом. Для 31,4% респондентов обучение в вузе является способом стать культурным и образованным человеком, для 9,9% юношей (или 4,2% от общего числа опрошенных) – способом получить отсрочку от армии.
2,1% респондентов планируют учиться в университете потому, что этого хотят их родители, у 18,4% также силен мотив «долженствования» – «надо получить диплом о высшем образовании».
Потребительские характеристики целевой группы: – средний доход – от 15 тыс. руб. на члена семьи; – наиболее часто совершают покупки товаров в гипермаркетах эконом-класса («Лента», «О'КЕЙ», «Карусель», «МЕТРО»).
Формы досуга: – прогулки на природе, в городе; – выезд с друзьями на природу, на шашлыки; – дома на диване; – спорт, активный отдых (фитнес, бассейн и т.п.); – посещение театров и музеев; – посещение кинотеатров.
2. Рациональный уровень позиционирования
(основные достоинства продукта, основные физические отличия от продуктов конкурентов).
Качественное образование: – высококвалифицированный преподавательский состав; – широкий выбор востребованных специальностей; – современная материально-техническая база университета; – наличие программ «двойных дипломов» в рамках сотрудничества с зарубежными вузами.