Основные элементы и этапы разработки ценовых стратегий
2)цена внедрения нового продукта на рынок. При таком подходе цена устанавливается значительно ниже имеющихся на рынке аналогов с тем, чтобы как можно большему числу потенциальных потребителей дать познакомиться с достоинствами новинки и привлечь к продукту внимание на рынке;
3)«психологическая цена», которая устанавливается чуть ниже какой-нибудь круглой суммы с целью привлечь внимание потребителя к такому товару и создать иллюзию, впечатление более низкой цены;
4)цена лидера отрасли, которая устанавливается в соответствии с уровнем цен, поддерживаемым главным конкурентом или фирмой, имеющей наиболее высокий имидж, престиж торговой марки на рынке;
5)цена с возмещением издержек производства и обращения, т. е. предложение на рынок нового продукта по цене фактических издержек по его выпуску и продвижению на рынке;
6)цена престижа, т. е. цена на изделия или услуги высокого качества, обладающие какими-то уникальными или непревзойденными свойствами, изначально ориентированными на наиболее доходные и высокооплачиваемые слои населения.
Установление цен на изделия и услуги, которые уже имеются на рынке, не может осуществляться в отрыве от постоянного совершенствования потребительских параметров продукции. В целом можно выделить восемь видов ценовых стратегий для уже сформированного рынка сбыта:
1)скользящая падающая цена на изделия и услуги, которая устанавливается в зависимости о соотношения спроса и предложения и постепенно снижается в зависимости от фазы жизненного цикла продуктов;
2)долговременная цена, слабо подверженная изменениям на протяжении длительного периода времени;
3)цена сегмента рынка, когда на одни и те же продукты устанавливаются различные цены в зависимости от того, на какой сегмент рынка, группу потребителей ориентирована реализация изделий или услуг. Продукты, предназначенные для различных сегментов, реализуются по многим каналам сбыта, в непохожих упаковках и т. п. Это, естественно, отражается на уровне цен;
4) гибкая, или эластичная цена, быстро реагирующая на изменение рыночной конъюнктуры, соотношения спроса и предложения, на действия конкурентов на рынке;
5) преимущественная цена, предусматривающая постепенное понижение цен на свои изделия предприятием, которое занимает доминирующие позиции на рынке и может обеспечить значительное снижение издержек производства и обращения за счет увеличения объемов сбыта;
6) цена на изделие, уже снятое с производства, выпуск которого прекращен;
7) цена, специально устанавливаемая ниже, чем у большинства фирм на рынке;
8) специальная договорная цена, устанавливаемая на отдельные виды продуктов и гарантирующая определенные выгоды потребителям при соблюдении ряда условий приобретения продуктов [8, с.328-340].
Авторы учебного пособия «Ценообразование» Слепов В.А. и Николаева Т.Е. предлагают следующую систему ценовых стратегий.
1) Стратегии дифференцированного ценообразования – основаны на неоднородности категорий покупателей и возможности продажи одного и того же товара по нескольким ценам.
· стратегия скидки на втором рынке;
· стратегия периодической скидки;
· стратегия случайной скидки;
· стратегия ценовой дискриминации.
2) Стратегии конкурентного ценообразования – строятся на учете в ценах конкурентоспособности фирмы.
· стратегия проникновения на рынок;
· стратегия по «кривой освоения»;
· стратегия сигнализирования ценами;
· географическая стратегия.
3) Стратегии ассортиментного ценообразования – применяются, когда фирма имеет набор аналогичных, сопряженных или взаимозаменяемых товаров.
· стратегия «набор»;
· стратегия «комплект»;