Развитие рекламной деятельности и ее значение для производителей и потребителей
Формирующийся в России рынок товаров и услуг все настойчивее требует привлечения и использования рекламы. Ее корни уходят в глубокую старину и связаны с тем, что производителям всегда требовалось сообщить людям о продаваемых ими товарах, о проводимых ярмарках [25, с.4].
Кроме информативной функции, реклама выступает и как форма коммуникации между сферой обращения и сферой производства, так как формирование новых потребностей покупателей, стимулируемой рекламой, дает новый импульс производству, определяет направления и темпы его развития. То есть, реклама организует диалог между производством и потреблением. Это находит свое выражение в ориентации производства на рынок [25, с.11].
В развитии рекламы можно выделить несколько этапов, которые схематично изображены на следующем рисунке [18, с.15].
Рис.1.3. Основные этапы развития рекламы
Рассмотрим эволюцию рекламных коммуникаций более подробно на третьем, четвертом и пятом этапе развития рекламы (табл.1.2.).
Таблица 1.2.
Эволюция рекламных коммуникаций
Год |
Вид медиа |
Год |
Вид медиа |
1450 |
Книгопечатание |
1920 |
Радио |
1609 |
Газета |
1954 |
Телевидение |
1682 |
Журнал |
1971 |
Спутниковое телевидение |
1839 |
Фотография |
1978 |
Видео |
1840 |
Электрический телеграф |
1981 |
Персональный компьютер |
1875 |
Телефон |
1983 |
Компакт-диски, CD-плейер |
1895 |
Кинематография |
1990 |
Цифровая мобильная связь |
1897 |
Беспроводной телеграф |
2000 |
Мультимедиа, гипермедиа |
За 550 лет реклама прошла путь развития от трудоемкой печатной рекламы (книгопечатание), ограниченной регионом, до интерактивной глобальной рекламы. Первая рекламная листовка появилась в 1472 г., отпечатанная Уильямом Кокстоном и содержащая информацию о продаже молитвенника. Первая еженедельная газета начала издаваться в Страсбурге в 1609 году. В 1920 г. начинает работать первая коммерческая радиостанция КДКА в Питтсбурге, штат Пенсильвания.