Оценка эффективности предложений
Оценка эффективности маркетинговой деятельности – непременная составляющая работы любого маркетингового подразделения. Маркетинговые подразделения предприятия – одни из ключевых центров, отвечающих за подготовку принципиально важных для компании решений и координирующих деятельность иных вовлеченных подразделений. Это определяет особую важность контроля и повышения эффективности маркетинговой функции.
Определение эффективности маркетинговых мероприятий имеет очень важное значение, особенно на стадии принятия решения о проведении конкретного мероприятия. Здесь возникает вопрос о методиках определения эффективности маркетинговых мероприятий на стадии планирования.
Проблема определения экономической эффективности маркетинговой деятельности преследует две цели:
1. Обосновать эффективность маркетинговой деятельности на стадии разработки или принятия решения; выбор оптимального варианта.
2. Определение конечной эффективности маркетинговой деятельности после окончания определенного периода времени, исходя из фактически достигнутых результатов.
Определение экономической эффективности маркетинговой деятельности необходимо также для того, чтобы выявить факторы, влияющие на показатель эффективности маркетинговой деятельности, их взаимозависимость, если она есть, характер их влияния на показатель эффективности, выявить резервы повышения эффективности. Прибыль от реализации продукции тесно связана с показателем объема реализации продукции.
Чтобы определить эффективность маркетинговой деятельности на предприятии, необходимо:
1. В процессе разработки плана маркетинга определить критерии, относительно которых будет осуществляться измерение процесса в реализации плана маркетинга (контроль результатов маркетинговой деятельности).
2. Определение затрат, связанных с проведением маркетинга (составление сметы затрат на маркетинг, в которой представлены все статьи затрат на маркетинг).
Непосредственно сам показатель эффективности маркетинга определяется путем сопоставления достигнутого эффекта в результате маркетинговой деятельности (который чаще всего, но не обязательно, выражается в виде прибыли или дохода) к затратам, вызвавшим этот эффект.
Через такой показатель можно выразить эффект маркетинговой деятельности. Теоретически можно сказать, что под эффектом маркетингового мероприятия можно понимать его цель, выраженную количественно, но в программе маркетинговых целей комплекс различных мероприятий имеет различные цели. Поэтому целесообразнее выбрать один главный показатель и через него просчитать эффективность каждого мероприятия. В качестве такого показателя в данной работе предлагается использовать изменение прибыли от реализации продукции.
Экономический эффект от маркетинговой деятельности может быть выражен показателями: увеличение объема продаж (в стоимостном и натуральном выражении), увеличение прибыли от реализации продукции, увеличение доли рынка конкретного предприятия.
Показатели, характеризующие затраты на маркетинговое мероприятие, определяют сумму средств, выделенных на маркетинг; или отдельно для каждого мероприятия составляется смета затрат.
В зависимости от полученных в процессе оценки маркетинговой деятельности результатов специалисты по маркетингу или руководители предприятий принимают решения о путях повышения эффективности маркетинговой деятельности.
Так, при оценке маркетинговой деятельности ООО «РосАЛит» были выявлены следующие слабые стороны маркетинговой деятельности на предприятии:
1) организация маркетинговой деятельности в плане повышения конкурентоспособности предприятия
2) недостаточные затраты на рекламную деятельность
Таким образом, прогнозируется увеличение выручки на -9% в 2010 г., до 15764000 рублей, чистой прибыли – до 8915000 рублей
и рост рентабельности предприятия до 1,6%. В прогнозируемый период планируется увеличение затрат на рекламу до 31
тыс. рублей и увеличение затрат на организацию УВТД маркетинга на 112 тыс. рублей.
Таблица 3. Прогноз выручки, прибыли и затрат предприятия
Показатели: |
До внедрения предложений (тыс. руб.) |
После внедрения предложений (тыс. руб.) |
Выручка предприятия от реализации продукции |
14374 |
15764 |
Себестоимость: | ||
продукция |
8023 |
8649 |
фонд оплаты труда |
865 |
977 |
социальные отчисления |
329 |
371 |
налоги |
44 |
49 |
износ основных средств и немат. активов |
13 |
12 |
Комплектующие и материалы |
89 |
105 |
реклама |
25 |
31 |
обучение персонала |
5 |
10 |
прочие, в т.ч. хозяйственные расходы |
71 |
56 |
всего |
9464 |
10260 |
Чистая прибыль |
6351 |
8915 |
Рентабельность |
1,4% |
1,6% |