Факторы внешней среды, воздействующие на эффективность продвижения
Стратегия организации - это система мер, которая рассчитана на перспективу, а потому обеспечивает достижение стоящих перед организацией целей. Выбор стратегии является важнейшим этапом стратегического планирования, поскольку от того, какая стратегия будет выбрана, зависит будущее организации. Стратегия в течение длительного времени будет определять все без исключения управленческие решения.
Выработка стратегии осуществляется на самых высоких уровнях организации и зависит от ряда факторов и решения целого ряда задач:
от того, какие ресурсы имеются у организации,
от состояния рынка,
от внутренних возможностей организации,
от состояния внешней среды организации,
от правильного анализа альтернативных путей развития организации.
В процессе выбора стратегии обычно вырабатывается ряд альтернативных стратегий, из которых затем выбирается наилучшая, та, которая в большей степени удовлетворяет значимым факторам. По этой причине процесс выбора стратегии можно разделить на три этапа: разработка, доводка и оценка.
Разработка - это этап, на котором формулируется несколько альтернативных формулировок стратегии. Основная задача группы, эанимающейся стратегическим планированием, на данном этапе состоит в том, чтобы выработать как можно больше стратегий.
Доводка - этап, на котором сформулированные стратегии согласуются с целями, которые ставит перед собой организация. В процессе доводки осуществляются следующие действия:
1) стратегия проверяется на соответствие целям организации,
2) формулируются основные задачи и устанавливаются приблизительные сроки их решения,
3) определяется, сколько организации требуется ресурсов.
Оценка - этап, на котором альтернативные стратегии всесторонне рассматриваются и оцениваются с точки зрения того, дают ли они возможность достичь максимального эффекта от деятельности организации. После того как лучшая стратегия была выбрана, ее наполняют конкретным содержанием.
Для удобства в процессе анализа можно опираться на список типовых стратегий. Каждая организация вырабатывает свою собственную стратегию, которая отражает ее возможности, цели, а также те специфические условия, в которых она находится. Однако это не означает, что все стратегии кардинально отличаются друг от друга и не могут быть типологизированы. В действительности они поддаются классификации и могут быть распределены по группам. А это означает, что можно выделить типовые (базовые) стратегии. Они представлены в таблице 1.1
Таблица 1.1
Типология стратегий[5]
Стратегия |
Характеристика стратегии |
Условия применения стратегии |
1. Рост |
Цели характеризуются амбизиозностью: между достигнутым уровнем и уровнем, к которому стремится организация, имеется значительный разрыв |
Деятельность организации осуществляется в динамично развивающейся, "растущей" отрасли |
2. Внешний рост |
Рост путем приобретения или создания другой организации |
Те же |
3. Внутренний рост |
Рост путем приобретения или создания другой организации |
Те же |
4. Ограниченный рост |
Цели в рамках данной стратегии устанавливаются в зависимости от того, какой уровень развития был достигнут как правило, цели не слишком амбизиозны, предпочтение отдается медленному росту; возможны изменения в зависимости от особенностей развития ситуации |
Удовлетворительное функционирование организации в условиях стабильной отрасли |
5. Сокращение |
Планируемый уровень ниже, чем уровень достигнутых результатов |
Неудовлетворительная деятельность организации, постоянное ухудшение показателей, которое происходит несмотря на все принимаемые меры |
6. Отсечение лишнего |
Ликвидация подразделений, которые являются нерентабельными |
Те же |
7. Комбинированая стратегия |
Стратегия объединяет предыдущие стратегии в любом сочетании |
Организация действует в разных отраслях, причем её деятельность в разной степени успешна в каждой из них |